220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.2 Тел./факс: +375(17)373-58-93,
факс бухгалтерии: +375(17)317-92-08; Вахта: +375(17)374-58-95; Вахта бассейна: +375(17)374-58-21
220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.8/3 Вахта: +375(17)374-54-64
gymn16@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Международный школьный обмен учащихся как основа формирования поликультурной личности

Международный школьный обмен учащихся как основа формирования поликультурной личности

Климантович Татьяна Андреевна,

учитель английского языка ГУО «Гимназия №16 г.Минска»,

Береснева Ирина Владимировна

учитель английского языка ГУО «Гимназия №16 г.Минска»

 

Особенностью современного общества является сотрудничество стран в сферах экономики, культуры, медицины, спорта, туризма, образования и образования. Но представлять страну на своей территории и за рубежом – задача непростая. Главные условия для этого – свободное владение иностранным языком и знание культуры своей и чужой страны, а также сформированное чувство патриотизма.

Принимая во внимание эти условия, одной из целей образовательного процесса становится формирование поликультурной личности. Говоря о поликультурности, подразумевается умение учащихся вступать в диалог с представителями других национальностей, обогащая свои знания и внутренний мир. Таким образом, преимущественной задачей воспитания поликультурной личности посредством иностранного языка является способность не только представлять свою культуру в условиях иноязычного общения, но и воспринимать культуру другой страны. Общеизвестно, что поликультурная личность – это субъект полилога культур, имеющий активную жизненную позицию, обладающий развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способный к успешному самоопределению в условиях культурного многообразия общества.

Исходя из вышеизложенного, перед педагогами стоит задача -  не только вооружить учащихся знаниями иностранного языка, но и сформировать в них все качества, присущие поликультурной личности.

В 1999 году между ГУО «Гимназия №16 г. Минска» и лицеем «Филипс-Маво» г. Эйндховен (Королевство Нидерландов) были установлены контакты в рамках программы сотрудничества городов-побратимов Минск и Эйндховен. На протяжении почти 20 лет программа международного школьного обмена успешно развивается, привлекая все новых и новых участников, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогического коллектива. За это время свыше 250 учащихся и 20 учителей нашей гимназии приняли участие в этой программе.

Целью международного обмена является воспитание поликультурной личности через формирование внутренней мотивации к самосовершенствованию, овладение культурой другой страны, воспитание национальной гордости, патриотизма и самоуважения. Актуальность заключается не только в овладении учащимися нашей гимназии иностранным языком, и , как следствие, иноязычной грамотностью на высоком уровне, но и в обогащении национального самосознания. Для этого участники данной программы должны обладать как хорошими знаниями по иностранному языку, так и по другим учебным предметам: истории, географии, литературе, белорусскому и русскому языкам для вхождения в контакт со сверстниками другой страны, используя культурное наследие своего народа. Тем самым, обучение иностранному языку в гимназии стало носить ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся, в том числе, и в формировании метапредметных ключевых компетенций.

Программа международного школьного обмена затрагивает все аспекты обучения: образовательный, воспитательный, развивающий и познавательный. Ведущими идеями в организации сотрудничества между учреждениями образования в Республике Беларусь и Королевстве Нидерландов остаются:

- развитие отношений между городами-побратимами и партнерских связей между учреждениями системы образования;

- ознакомление с традициями, обычаями и культурой Беларуси и Нидерландов,

- расширение общего кругозора учащихся в контексте мировой культуры и формирование у них интереса к страноведению;

-умение представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного, межкультурного общения;

-реализация образовательных проектов путём проведения совместных учебных занятий, диспутов, интеллектуальных игр, научно-практических конференций, спортивных соревнований;

-развитие творческого подхода учащихся при участии в интернет-проектах;

-совершенствование языковых навыков учащихся.

Одним из действенных способов достижения поставленной цели и задач по формированию поликультурной личности является процесс погружения учащихся в языковую среду. Этому способствует проживание учащихся в семьях принимающих сторон, где участники имеют возможность лучше ознакомиться с традициями и бытом стран. Также практически это реализуется через проведение совместных экскурсий по памятным местам, где экскурсоводами выступают сами учащиеся, знакомя зарубежных гостей с историческими этапами становления независимости государства Республики Беларусь и Королевства Нидерландов.

Опыт участия в программе позволяет говорить о таких результатах, как: совершенствование языковых навыков, развитие социокультурной компетенции, воспитание толерантного отношения к представителям другой культуры и повышение мотивации к изучению иностранных языков. Практические результаты представлены мультимедийными презентациями, видеофильмами и постоянным пополнением «банка» экскурсий.

Накопленный многолетний опыт по организации программы международного школьного обмена позволяет утверждать, что такая практика способствует значительному развитию коммуникативных способностей учащихся, чувства интернационализма и уважения к истории и культуре народов мира. А это, в свою очередь, служит интеграции молодёжи в решении наиболее злободневных проблем современного мира, умению совместно работать в интернациональной команде, чувству товарищества и повышению языкового уровня, что и создаёт основу формирования поликультурной личности.

 

 

Меню раздела