220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.2 Тел./факс: +375(17)373-58-93,
факс бухгалтерии: +375(17)317-92-08; Вахта: +375(17)374-58-95; Вахта бассейна: +375(17)374-58-21
220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.8/3 Вахта: +375(17)374-54-64
gymn16@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Маевская Е. В., ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»,

заместитель директора по учебной работе

Венгер И. В., ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»,

заведующий библиотекой

Гапон С. И., ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»,

воспитатель группы продленного дня

 

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

дай мне попробовать, и научусь».

Конфуций

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Главной задачей школы становится подготовка ученика, способного адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации внеурочной деятельности младших школьников. Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность.

В результате работы над проектами мы бы хотели видеть учащегося, который владеет необходимым уровнем читательской компетенции, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную и творческую деятельность, который владеет необходимым уровнем информационной культуры.

В начальной школе гимназии  все начиналось с работы в проекте “Мой дом - город Минск” Были придуманы подпроекты по количеству групп продленного дня  – 22 (например,  музеi сталiцы, паркi Мiнска, городские скульптуры Владимира Жбанова, вулiца Лесi Украiнкii мiкрараён Вяснянка,  традыцыйныя стравы Мiнска и др).

В классах  началась  разработка замысла проекта, сформулированы задачи, план действий, согласовались способы совместной деятельности.

Мы постарались заинтересовать детей в работе над проектом. Ведь мотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Поэтому еще на старте надо педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта детям интересен, то и проект будет успешен.

Каждой группе достаются  конкретные объекты: (например, Дзяржаўны музей прыроды і экалогіі Рэспублікі Беларусь, Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь, Беларускі Дзяржаўны музей гісторыі Вялікай Айчыннай вайны, Літаратурны музей Янкі Купалы и т.д).

В этом этапе оговаривается, где можно найти нужную информацию. В первую очередь дети идут в школьную библиотеку, где  для них проводились занятия по обучению планировать, собирать информацию.

Прежде чем начать практическую разработку проекта, мы познакомили детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом.

Логическим итогом любого проекта будет представление продукта проекта – нечто материальное, что обязательно должно быть значимым и полезным. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало нам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, фильм и т.д.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения взрослого, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации мы учимся  сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Проектирование - хороший инструмент для формирования грамотной личности, развития творческой, познавательной, читательской компетенции ребенка, повышения его информационной культуры, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

В следующем  году был запущен проект – «Живая книга» и определены подпроекты для каждой группы продленного дня: (например, «Путешествие по страницам жизни Евфросинии Полоцкой и Франциска Скорины»,  «Памятники литературным героям», «Первая проба пера», «Автограф на память» и т.д).

Далее: «Деловой стиль одежды». Кстати, возможно, благодаря этому проекту в гимназии появилась своя гимназическая форма!

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли мы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли мы своей работой. Можно немного помечтать - представить свои планы на будущее.

Привлекая к работе в различных проектах не читающих учеников, мы заметили, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе, своих силах и, как следствие, мотивация к обучению (раз это получается, значит может и другое получиться). Оценки текущего самоконтроля, выставляемые детьми за свои работы у многих стали выше.

У детей стала более развитой речь, они свободнее выражают свои мысли, улучшились результаты сочинений, повысилось качество пересказа текста.

У ребят развивается интерес к познанию мира, новых фактов, явлений. Они стали больше читать энциклопедическую детскую литературу и с удовольствием делятся со мной тем новым для них, о чем удалось узнать. Попробовав себя в разных качествах во время выполнения проектов, ребята определяются, какой вид работы им больше по душе, что у них лучше получается, а чему следует еще поучиться. При этом формируются и отрабатываются различные умения и навыки.

Участвуя в разных проектах дети, конечно же, учатся творчески мыслить, принимать нестандартные решения.

Учащиеся в ходе работы над проектом читают значительно больше, осмысленноподходят к чтению с исследовательской позиции, обучаются новым видам чтения, таким, как просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, критическоечтение.

Для того, чтобы в современном мире учащиеся могли перерабатывать огромные пласты информации и не погрязнуть в море публикаций, они должны уметь быстро реагировать на изменения в информационном потоке, уметь критически мыслить.

Способствует эта работа и привлечению большего внимания родителей к делам и проблемам детей, их участию и помощи в общей работе, несомненно, сближает их, делает единомышленниками, помогает лучшему взаимопониманию.

Показателем результативности работы в данном направлении служат творческие работы. У наших маленьких читателей заметно вырос интерес к творческой деятельности и, как следствие, повышение познавательной активности и информационной культуры.

Список литературы:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Мн.: Амалфея, 2012.- 164с.
  2. Начальная школа. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном  экзамене/сост. И. Богачева, И.Федоров.- Минск: Пачатковая школа, 2013. – 96 с. с ил.
  3. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся». - М.: Молодая гвардия, 2007 г. – 102с.
  4. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.

 

 

 

 

 

Меню раздела