220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.2 Тел./факс: +375(17)373-58-93,
факс бухгалтерии: +375(17)317-92-08; Вахта: +375(17)374-58-95; Вахта бассейна: +375(17)374-58-21
220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.8/3 Вахта: +375(17)374-54-64
gymn16@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Технологические приёмы формирования культуры математической речи учащихся на уроках математики и во внеклассной работе

Технологические приёмы формирования культуры математической речи

учащихся на уроках математики и во внеклассной работе

Абрамова Инесса Збигневна,

заместитель директора по учебной работе

 ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»

Бука Ирина Михайловна,

учитель математики

 ГУО «Гимназия № 16 г. Минска»

 

Важнейшей задачей обучения математике считаю развитие мышления учащихся. И.А. Гибш писал «…умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находятся умения с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости».

Математическая речь - это не только слова. Это совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание.

В процессе обучения математике ученики не считают обязательным учить теоретический материал, формулировки теорем, правил, определений, которые необходимы при решении задач. В таких случаях ученик с хорошими математическими способностями, предложив способ решения задачи, допускает серьёзные ошибки в рассуждениях, упускает важные моменты.

На второй ступени общего среднего образования существенно перестраивается характер учебной деятельно­сти. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работает уже несколько учителей, у которых раз­личные требования, стиль ведения урока, отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка, научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, организация познавательной деятельности, которая дает учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, знакомство подро­стков с рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющи­мися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Поэтому перед собой мы определили задачу установления соответствия между уровнем математических способностей учащегося и культурой математической речи, т.е. насколько успешно учащийся может размышлять и рассуждать при решении задач, выражать свои мысли различными средствами математического языка.

В итоге была разработана система приёмов, которая содействует формированию культуры устной и письменной речи, развитию математической речи учащихся как на уроках, так и при проведении внеклассной работы по математике. Эта система включает тесты, математические диктанты, тесты, зачёты, задания по подготовке к контрольным работам, сами самостоятельные и контрольные работы.

Математическая речь подчиняется требованиям речи, которые известны из русского языка. Речь должна быть содержательной, логичной, ясной, точной и т.д. Математическую речь следует разделить на устную и письменную. Устную речь можно развивать формированием правильного произношения, выразительного чтения (работа над звуками), правильным написанием и объяснением математических терминов (работа с терминами), устранением ошибок при построении предложений, обогащением речи или наоборот устранением лишних слов, установлением связи между словами в предложении. Письменную речь следует развивать при решении задач, оформляя условие или решение задачи в виде таблиц, схем, записывая пояснения к решению связными лаконичными предложениями.

Развитие речи - повседневная работа над речью на всех уроках. Труднее это дается на уроках математики, потому что разговорная речь дополняется терминами математики. Для лечения «болезни» под названием «знаю, но рассказать не могу» нужна кропотливая тренировка: правильно мыслить, коротко и ясно излагать мысли, правильно оформлять мысли при решении задач.

Главным из всех приёмов развития устной и письменной математической речи учащихся является личный пример учителя, «…речь учителя – основной источник учебной информации, образец правильно оформленного говорения, осознания и понимания логики материала, который изучается». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь».

Опыт педагогической деятельности показал, что возникновение у учащихся умений и навыков свободно пользоваться математической терминологией происходит медленно, потому что этот процесс связан с переходом от непосредственного восприятия математических фигур к созданию абстрактных образов. Учащиеся, употребляя житейские термины, в действительности правильно воспринимают явления. Выразить же их в точных математических терминах они не могут, так как им трудно подняться на ту маленькую ступень абстракции, которая вложена в математический термин. Следовательно, «овладение математической терминологией - не простое запоминание слов, а процесс овладения математическими абстракциями, связанный с перестройкой восприятия математических явлений… Таким образом, уровень развития «математической речи» отражает уровень умственного развития и обучаемости школьников».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что систематичная и кропотливая работа по развитию культуры математической речи учащихся перемещает их знания из кратковременной в долгосрочную память, обеспечивает глубокое понимание сущности изучаемого материала, создавая тем самым прочную базу для формирования последующих знаний и навыков.

Считаем, что учителям математики следует больше внимания уделять развитию культуры устной и письменной речи учащихся, правильному использованию математической терминологии, логичному и грамотному изложению рассуждений.  Больше внимания уделять формированию у учащихся умений работать с текстом учебника, работу учащихся с учебником сводить не только к заучиванию определений и правил. Учеников следует обучать умению выделять основную мысль в прочитанном или услышанном, анализировать содержание текстовых задач, сопоставлять их, выдвигать гипотезы по способам решения, выделять из условия задачи всю информацию, необходимую для поиска решения, составлять план решения задачи.

 

 

Меню раздела