220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.2 Тел./факс: +375(17)373-58-93,
факс бухгалтерии: +375(17)317-92-08; Вахта: +375(17)374-58-95; Вахта бассейна: +375(17)374-58-21
220020, г. Минск, ул. Леси Украинки д.8/3 Вахта: +375(17)374-54-64
gymn16@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Особенности подросткового возраста

Особенности подросткового возраста          

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется  для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Возрастные особенности развития, общения и поведения детей

11-12 лет.

  • бурное биологическое  развитие, половое созревание и перестройка всего организма;
  • становление нового уровня самосознания – «Я» концепции;
  • неравномерность развития биологических и социальных процессов;
  • повышение полноты и адекватности осознания;
  • появление чувства взрослости;
  • стремление к уважению и признанию со стороны сверстников и взрослых;
  • контрастность детства и подростковой зрелости, повышенная конфликтность.

 

Возрастные особенности развития, общения и поведения детей от 12 до 15лет

  • любопытство - одна из базовых особенностей;
  • потребность в освоении новых практик социального поведения;
  • потребность в расширении эмоционального опыта;
  • фантазирование как защитный механизм и средство адаптации ребёнка, переходящее иногда, под влиянием внешних обстоятельств, в откровенную ложь;
  • возникновение риска нарушенного поведения - в том числе могут проявляться различные формы зависимого поведения – злоупотребление алкоголем, табакокурение, интернет-зависимость и т.д;
  • снижение авторитета родителей и педагогов, нетерпимость к ограничениям и препятствиям. В некоторых случаях дети проявляют агрессию, что вызвано серьёзными физиологическими и гормональными изменениями, процессами акселерации.

Возрастные особенности старшего школьного возраста (16 -17лет)

  • глубокая перестройка эмоциональной сферы, меняются эмоциональные реакции на проблемы в семье и школе. Ребёнок активно ищет среду, где его понимают и принимают безусловно, где можно удовлетворить новые душевные потребности. Чаще всего, к сожалению, семья и школа, родители и педагоги не выбираются в качестве понимающей и помогающей среды.
  • «психологическое» рождение человека – формирование индивидуально-личностных черт, определяющих всю последующую жизнь ребёнка, его личностный и профессиональный сценарий развития;
  • в ряде случаев наблюдается обострение эмоциональных, социальных (адаптационных) проблем, которые возникли и не были решены, по разным причинам, в предыдущие возрастные периоды развития – в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте.

Подсказки для педагогов

      Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

      Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить учебную деятельность. Многоэтапной задачей педагогов является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

      Помогите подростку самостоятельно мыслить. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Педагоги должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

      В конфликтных ситуациях пытайтесь выслушать подростков, а не просто слушать, что и как они говорят.

      Объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим

 

Меню раздела